social network
 
 

Login with   
Group creator
all posts
Add new post
hristomatia

«Лунь юй» («Суждения и беседы»)



.«Лунь юй» («Суждения и беседы»)
Основополагающий письменный памятник конфуцианства, записан в 5 в. до н.э. учениками Конфуция в стиле кратких изречений — монологов, диалогов, дидактических максим и т.д. Наиболее близко передает взгляды Конфуция, канонизирован в 1 в., состоит из 20 глав.
Основная идея «Лунь-Юй» — воспитание человека конфуцианской цивилизации, которая в ретроспективе строится на основе почитания, любви и веры в древность, в перспективе — на основе расширения человеком дао, в настоящем — на основе создания из человеческого субстрата нового человека семьи Поднебесной. Он должен обладать глубоко осознанным (чжи) человеколюбием (жэнь), которое укрепляется чувством долга (и), реализуется в ритуале (ли) и скрепляется доверием (синь). Небо задает ему первый импульс человеческого становления в виде небесной судьбы как нравственной программы и природы/натуры. Далее он сам совершенствует полученную природу с помощью принципа «почитания родителей и старших братьев» (сяо ти), завещанного предками. Процесс становления завершается усвоением культуры (вэнь). В соответствии с этим в «Лунь-Юй» строится философия дао и дэ: дао генерируется из семейных отношений «почитания родителей и старших братьев» и представляет собой гармоничное сочетание пяти вышеназванных норм (жэнь, и, ли, синь, чжи — в дальнейшем у чан, «пять постоянств»), дэ обобщает и фокусирует их в центре нравственного мироздания. Духовным и политическим предводителем Поднебесной ставится «благородный муж» (цзюньцзы), уравновешивающий в себе физическую естественность и интеллектуальную культуру. Это субъект высшего совершенства, кто хранит культуру, в ком «следование середине» порождает дэ и кто движет и развивает дао в нравственных нормах «пяти постоянств».
«Лунь-Юй» оказал огромное влияние на всю кит. культуру и сохраняет актуальное значение в современности в контексте построения странами «конфуцианского культурного региона» «конфуцианской духовной цивилизации».
Главные идеи Конфуция:
- Жэнь, или гуманность, наиболее ценное качество личности, достижимое в процессе образования.
- Путем к обретению жэнь является практика ли, то есть социальных норм.
- Ли не есть нечто раз и навсегда данное, они могут изменяться в соответствии с конкретными условиями.
- Критерием приемлемости тех или иных ли является и, «долг справедливость», источник приемлемости и смысла.
- Образование является необходимым условием возникновения гармонии и культуры в обществе.
- Высшим принципом управления является жэнь (гуманность), а практикующий этот принцип правитель является образцом для всего народа.
- Для наведения порядка в обществе, пребывающем в состоянии хаоса, следуют использовать «исправление имен» — поэтому этот принцип можно назвать еще «укреплением ли».

Конфуций - "Лунь юй"                           
После смерти Учителя его ученики собрали и систематизировали все сколь мало-мальски известные высказывания. В итоге получилась книга «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Пять принципов: 1) мудрость; 2) гуманность; 3) верность; 4) почитание старших; 5) мужество. На их основе выстраивается логически безупречная система идей, призванных упорядочить общественную жизнь, связать воедино интересы государства и личности.
    Что необходимо для достижения всеобщего блага? — Процветание государства. Что необходимо для процветания государства? — Благосостояние народа. Что необходимо для благосостояния народа? — Благоустройство в семье. Что необходимо для благоустройства в семье? — Умиротворение сердца, успокоение самого себя. Достижение подобного идеала вполне возможно, если только не изменять правдивости и постоянно стремиться к высшей премудрости.
    Этические взгляды Конфуция опираются на естественное стремление человека к счастью.  Само же учение, представляет собой собрание кратких изречений и диалогов с учениками.
   Есть такое философское понятие — «абстрактный гуманизм», когда о человеколюбии рассуждают вообще и без всякой практической направленности. Гуманизм Конфуция не имеет ничего общего с подобным— он конкретен, обращен к живым. Суть понятия «человечность», «Это — любовь к людям». Конфуций не был ни отшельником, ни аскетом. Однако воздержание и Умеренность были возведены им почти что в идеал.
Ориентир же в человеческих отношениях таков:
    — Главное будь честен и правдив; с теми, кто тебе не равен, не дружи и не бойся исправлять свои ошибки.
    Самосовершенствование должно быть направлено не на самого себя, а на всеобщее благо, или, говоря словами самого Конфуция: «Совершенствовать себя, — чтобы тем самым обеспечить благоденствие других». Ритуал — одна из центральных категорий «Лунь юй». Регламентация знаменитых «китайских церемоний» во многих своих впоследствии канонизированных моментах восходит именно к Конфуцию и основанному на его учении конфуцианству.
Конфуций, обеспокоенный разложением общества, сосредоточивает внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу. В его социальной этике личность является личностью не "для себя", но для общества. Человека понимается в связи с его социальной функцией, а воспитание - это подведение человека к надлежащему исполнению этой функции. Самосовершенствование должно быть направлено не на самого себя, а на всеобщее благо, или, говоря словами самого Конфуция: «Совершенствовать себя, — чтобы тем самым обеспечить благоденствие других».
    Изначальное  значение  понятия  порядок,  (ли)  как  нормы   конкретных отношений,  действий,  прав  и  обязанностей Конфуций поднимает до уровня образцовой идеи. Порядок  выступает   как  этическая категория, включающая также этикет. Подлинное соблюдение  порядка   ведет  к  должному  исполнению   обязанностей. добродетелью  (дэ). человечности (жэнь). Человечность-основное  из  всех требований, предъявляемых  к  человеку.  
а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь;
б)  чего не желаешь себе, того не делай другим.
Люди различаются в зависимости от  семейного, а  затем социального положения. Из семейных патриархальных отношений Конфуций выводил принцип  сыновней  и  братской  добродетели  (сяо ти). Социальные  отношения являются параллелью  отношений семейных. Отношения подданного  и  правителя, подчиненного и начальника такие же,  как  отношения сына  к отцу и  младшего брата к старшему. Для  соблюдения субординации  и  порядка  Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности (и). Справедливость и исправность не связаны  с онтологическим  пониманием истины,  чем  Конфуций  специально не  занимался. Человек должен  поступать так, как велит  порядок и его положение. Исправное поведение  -  это  поведение  с  соблюдением  порядка  и  человечности.

I like it 
Share 
0 views0 commentsadded 17.06.2011 in 12:56:16 by user Артём
Random posts in group
Августин. «Исповедь». Основные идеи.Основные идеи В. Соловьева.«Бхагавадгита». Основные идеи.Фейербах Л. «сущность христианства». Основные идеи.Чаадаев П.Я. «Философические письма». Основные идеи.
 

Add comments can only registered users
 

 

 

 

 

 

Add banner
Support and site administrator   |   Best value advertising   |   Developers   |   Help   |   User Agreement




Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100 TOPlist Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru


Website administration is not responsible for posted content.

Recommendation by age: 18+