social network
 
 

Login with   
Group creator
all posts
Add new post
hristomatia

Платон. Диалоги. Основные идеи



Платон. Диалоги. Основные идеи
Платон(427-347 до н.э.), крупнейший древнегреческий  философ, основатель объективного идеализма. Платон оказал громадное влияние как на все  философские школы, возникшие после его смерти , так и на развитие философии в средние века и в Новое время. Подлинное имя философа Аристокл;  по преданию он получил прозвище Платон от своего учителя Сократа(по-гречески  полный, широкоплечий).Платон оставил после себя большое наследие:34 диалога, а также речь «Апология Сократа».
Диалог – основной метод нахождения истины. По Платону ,мир по природе двойственен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи- нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии.
Идея -центральная категория  в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Идея-это смысл, сущность вещи.
Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах  людей,  в жизни общества. По мысли Платона, высшее благо(идея блага, а она превыше всего) пребывает вне мира. Стало быть , и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Ведь  душа получила своё начало в высшем мире и облеченная в земную плоть, она обретает множество всякого рода зол, страданий. По Платону чувственный мир несовершенен- он полон беспорядка. Задача же человека в том, чтобы возвыситься  над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым(«Теэтет»);

Форма всех диалогов Платона в основных чертах сходна. В диалогах всегда выступает Сократ, который  говорит  с  кем-то из видных  афинских или других граждан.
    Сократ в  диалогах  "не поучает",  а, как правило, задает вопросы тому, кто   считается  знатоком  предмета.  Искусно  выбранными  вопросами  Сократ принуждает  партнера  точно и однозначно  формулировать мысли. При этом в  ответах  обнаруживается много "противоречий" и нелепостей.
    Основной  вопрос  философии  он  решает  однозначно  -  идеалистически. Материальный  мир,  который  мы  познаем  своими чувствами,  является лишь "тенью" и  произведен от  мира идей, т. е. вторичен. Все явления и предметы  материального мира  возникают, гибнут и изменяются  (и поэтому  не  могут быть подлинно сущими),  идеи являются неизменными, неподвижными и вечными.  Идеи  суть  подлинные  сущности,   существуют  вне материального  мира и не  зависят  от  него,объективны.  Между миром  идей,  как подлинным бытием,  и небытием  (т.е. материей как таковой, материей  в себе) существует кажущееся бытие (т.  е.  мир  чувственно воспринимаемых явлении и вещей). Действительные, реальные  вещи представляют  собой соединение  идеи (подлинного  бытия)   с   пассивной,  бесформенной материей (небытием).  Чувственно  воспринимаемые предметы -подобие,  тень,  в которых отражены  идеи.  Диалектика  этого  мира  определена  вечным  конфликтом  бытия  и небытия,  идеи и материи. Теория познания  изложена в  диалогах "Федр" и "Менон". Платон  отделяет  чувственное познание от  рационального.  Чувственное познание,  предметом  которого  является  материальный  мир,  выступает  как вторичное,  несущественное,  потому что  информирует  нас  лишь  о кажущемся бытии,  а  не о подлинном.  Истинное,  настоящее познание-  проникающее в мир идей,  познание разумное. Ядром его гносеологических концепций является теория воспоминания. Душа вспоминает идеи, с которыми она  встречалась в то время, когда еще  не соединилась  с  телом,  когда существовала  в царстве идей.  Критике  материалистических и  сенсуалистских решений проблем  познания посвящен диалог Платона "Теэтет". Душа бестелесна, бессмертна. Тело однозначно подчиняется ей. Состоит она из трех частей. Высшей частью является разум, затем идут воля  и  благородные желания и,  наконец, третья, самая  низшая часть - влечения и чувственность. Последовательным идеализмом отличались и  космологические представления Платона. Он отвергает учение о материальной сущности  мира. Свои взгляды  по этому вопросу он излагает в диалоге "Тимей", который приходится на последний период его  творчества. Космос "только один", он не вечен, ибо был сотворен. Он конечен  и  имеет  шаровидную  форму.  Центром  космоса  является  Земля, окруженная планетами и неподвижными звездами.  Небесные  тела  Платон считает одушевленными  существами, богами.  И движение  небесных  планет  вызвано  именно их душами. Создатель, которого  Платон называет  демиургом, сообщил миру  определенный  порядок  и последовательность. Государство, по Платону, возникает потому,  что  человек как индивид не может  обеспечить  удовлетворение  своих  главных  потребностей.   Он  строит  теорию идеального государства.  Идеальное  государство возникает  как общество  трех  социальных  групп. Правители  - философы,  стратеги - воины  и  производители-земледельцы   и  ремесленники.  У философов преобладает  разумная часть  души, у воинов  - воля  и  благородная страсть,  у ремесленников и земледельцев -   чувственность   и   влечения,  которые  должны,  однако,  быть управляемыми, умеренными.  Из существующих  государственных форм ближе всего к  нему стоит аристократия,  а именно аристократическая республика (а не аристократическая монархия). К  упадочным,  нисходящим государственным формам он относит тимократию ( Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е, на добродетелях средней  части  души).  В  античной  Греции этому типу  наиболее соответствовала  аристократическая  Спарта. Ниже  тимократии  стоит   олигархия.  Это   власть   нескольких   личностей, опирающаяся  на торговлю, которые  тесно  связаны  с чувственной  частью души.  Раздражала  Платона демократия,  в которой  он  видит власть  толпы,  и тирания,  которая в  античной Греции представляла диктатуру, направленную против аристократии.
    Этика Платона.  Ее основой  является   осознание   врожденных   добродетелей,  характерных  для отдельных  общественных  сословий.  Соблюдение  этих  добродетелей  ведет  к справедливости.  Искусство Платон оценивает весьма низко. Он считал его лишь подражанием материальному  миру.  А  так  как  чувственно воспринимаемый мир Платон считает  подобием мира идей, то искусство для него лишь подражание  подражанию.


I like it 
Share 
0 views0 commentsadded 17.06.2011 in 12:58:04 by user Артём
Random posts in group
Платон. Диалоги. Основные идеиЧаадаев П.Я. «Философические письма». Основные идеи.«Бхагавадгита». Основные идеи.Основные идеи Николая ФедороваН. Бердяев. Основные идеи.
 

Add comments can only registered users
 

 

 

 

 

 

Add banner
Support and site administrator   |   Best value advertising   |   Developers   |   Help   |   User Agreement




Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100 TOPlist Рейтинг@Mail.ru


Website administration is not responsible for posted content.

Recommendation by age: 18+