social network
Group creator
all posts
Add new post
Возникновение философии в западной и восточной цивилизациях. Основной вопрос философии

Основной вопрос философии. Структура и функции философии.



        Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).
        Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.
        Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?
        Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
        В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.
        Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.
        Будучи рациональной деятельностью, философия имеет свою собственную структуру, порожденную ее проблемным полем:
- Онтология – учение о бытие (проблемы устройства мира, соотношение идеального и материального, определение бытия, материи, движения, пространства, времени, существования и т.п.)
- Гносеология – теория познания (вопросы о возможностях и границах нашего познания, об истине и лжи, влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты, способы и методы познания). Эпистемология – тоже теория познания, но рассматривает строго научное познание
-  Аксиология – теория ценностей (вопросы о благе, ценностях, смыслах и т.д.)
-  Социальная философия, рассматривающая общество как макросистему (развитие общества, взаимоотношения общества и личности, материально-экономическая сфера жизни общества, социальная сфера общества, общественно-экономические формации, цивилизации, перспективы человека, общества и т.д.)
-  Антропология – учение о человеке (природа, сущность человека и т.д.)
-  История философии, где рассматривается изменение философии во времени
-  Праксиология –  учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни.
- Этика, эстетика, философия истории, философия религии, философия права, философия науки и т.д.
        Функции философии:
Мировоззренческая функция способствует формированию целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Содействует приросту научного знания, координирует применение методов в процессе научного исследования и т.д.
Познавательная: вырабатывает понятийный аппарат, изучает формы мышления, законы и сам механизм познания. Учит предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).
Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция культивирует гуманистические ценности и идеалы, прививает их человеку и обществу, способствует укреплению морали, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

I like it 
Share 
0 views0 commentsadded 17.06.2011 in 12:38:20 by user Артём
Random posts in group
8 Античная философия классического периода. Основные учения.4 Своеобразие древневосточного философствования: общие черты древнеиндийского мироведения. Основные философские школы.14 Особенности НКФ (Кант, Гегель, Фейербах)11. Соотношение веры и знания в средневековой философии. Спор об универсалиях.13 Гносеологические проблемы в философии Бэкона и Декарта
Add comments can only registered users
Forgot your password?
Login with   
Sign Up
On this e-mail you will be sent a link to continue registration.
By clicking «Sign Up» you are agreeing to User agreement and confirm that you have read Site rules including the use of «cookie».
The site works without support   |   Help   |   User Agreement   |   Advertising   |   Developers




Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100 TOPlist Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru


Website administration is not responsible for posted content.

Recommendation by age: 18+