social network
 
 

Login with   
Group creator
 

Артём  26 years 
Томск
i want to dating
about me: http://vk.com/pchelptomsk

private message
 
 Add new post
    
Topics
Возникновение философии в западной и восточной цивилизациях. Основной вопрос философии

4 Своеобразие древневосточного философствования: общие черты древнеиндийского мироведения. Основные философские школы.



В Индии – философские школы:
Ортодоксальные (признают авторитет Вед)- Йога, Санкхья, Вайшешика, Ньяя, Миманса, Веданта
Неортодоксальные (не признают авторитет Вед) – Буддизм, Джайнизм, чарвака-локаята
        Тесная связь философии с религией и мифологией
        Познание духовного мира человека (проблема спасения и нравственного совершенствования человека)
Возникновение философии в Древней Индии.
        В Древней Индии философия появилась значительно раньше Греции, и связывают появление философии с Ведами (санскр. «знание»). Веды были принесены в Индию ариями – скотоводческими племенами, пришедшими в Северную Индию из Средней Азии и Ирана около середины 2 тысячелетия до н.э. Веды представляют собой обширный свод текстов религиозного характера, наблюдений за природными циклами, космогонических представлений, складывающийся условно со второй половины 2 тысячелетия по первую половину 1 тысячелетия до н.э. Ведическая литература в целом состоит из 4 частей:
Самхиты (собственно Веды, которых 4: Ригведа (самая ранняя) – Веда гимнов, Самаведа – Веда напевов, Яджурведа – Веда жертвоприношений и Атхарваведа – Веда заклинаний).
Брахманы – комментарии к самхитам, написанные брахманами и для брахманов (сборники наставлений, обрядовых предписаний и т.д.)
Араньяки («лесные книги») – книги для отшельников.
Упанишады («сидеть около», т.е. у ног учителя, слушая наставления) – тоже комментарии, содержащие собственно философскую часть Вед. Их всего больше 100, точное число определить трудно. Они не являются философскими трактатами, это собрания текстов, сочиненных разными авторами в разное время (от 6-3 вв. до н.э. до 14-15 вв. н.э.) и на разные темы.
        На становление философии в ее специфическом виде сильно повлияла социальная структура. Как раз во время ведического периода кочевые и пастушеские племена ариев превращаются в дифференцированное общество с развитым земледелием, ремеслами и торговлей, социальной иерархией, содержащей 4 главные варны (сословия):
Брахманы (жрецы, священнослужители, хранители знания) – по преданию, произошли из уст первочеловека Пуруши, поэтому являются высшей варной.
Кшатрии (цари, князья, воины) – произошли из рук Пуруши.
Вайшьи (земледельцы, торговцы, ремесленники) – из бедер Пуруши.
Шудры (чернорабочие) – произошли из ступней Пуруши.
        Принадлежность к той или иной варне определяется рождением и в течение жизни изменена быть не может. Соответственно, каждая варна имеет свою строго определенную и закрепленную за ней Ведами социальную роль. Так, вся ведическая философия адресована только брахманам.
Специфические черты.
        Из сказанного можно вывести ряд особенностей, отличающий индийскую философию от западной:
        Интровертивная направленность, выражающаяся в том, что мышление древнего индуса направлено не на изучение природы ради нее самой (как в Греции), а вовнутрь человека, на его духовное самосовершенствование.
        Религиозный характер: во-первых, основным источником философии выступает священный текст (Веды), чего в греческой философии не было, во-вторых, в качестве цели предлагается освобождение (мокша) от перерождений, т.е. сама цель ориентирует не на эту жизнь, а на освобождение от нее. Соответственно, у каждой школы философская теория сочетается с религиозной практикой, зато отсутствует связь с наукой.
        Специфическое утилитарное отношение к знанию: знание ценно не всякое, а только то, которое ведет к цели – освобождению (в качестве примера – благородное молчание Будды).
        Слабая выраженность личностного творческого начала, растворенность «я» в коллективе, социальной роли. Антиисторизм (крайняя хронологическая неопределенность текстов).
        Замкнутость, эзотерический характер знания, обусловленный варновым делением и в свою очередь обусловивший то, что, за исключением буддизма, ни одно древнеиндийское философское учение за пределы Индии не вышло.
        Эгоистическая направленность, связанная с тем, что философско-религиозные учения Индии направлены прежде всего на самосовершенствование личности, на освобождение от перерождений. Достичь его может и должен сам человек, никто другой за него этого не сделает, следовательно, и сам он никому помогать в этом не обязан. Дело в специфическом характере кармы (от санскр. глагола «кри» - делать) - причины перерождений.
        Карма – закон причинно-следственной связи между нашими желаниями, нашими действиями и обликом будущего перерождения. В отличие от греческого понимания судьбы как Ананке, необходимости, карма создается самим человеком и его действиями. Чтобы улучшить свою карму, необходимо соблюдать дхарму – «долг, благой закон», регламентирующий жизнь человека в соответствии с его варной.
        Показателен также принцип ахимса (непричинение вреда живому существу). Культ бодхисаттв, достигших нирваны, но не ушедших в нее и оставшихся помогать людям, появился лишь в позднем буддизме и в принципе для индийской традиции не характерен. Кстати, раннему буддизму присущ идеал архата (достигший никому не помогает).
        Пессимистическое мироощущение (часто встречающаяся идея жизни как страдания). Оно связано не с признанием наличия какого-то злого начала в мире, а с идеей реинкарнации – переселения душ (колесо перерождений еще называют сансарой). Кроме того, пессимизм связан со специфическим ощущением времени. Время понимается как ряд длительных эпох - юг, циклически сменяющих друга: от «хорошего-хорошего» к «плохому-плохому» веку. Длительность циклов исчисляется триллионами лет. Так, сейчас мы живем в самой страшной эпохе – Кали-юге, которая началась за 3 тысячи лет до н.э. и будет длиться еще более 425 тыс. лет.
        Аскетизм: во всех учениях, кроме локаяты, проповедуется отказ от желаний в качестве пути к освобождению. Поскольку колесо сансары приводится в движение законом кармы, то для достижения освобождения (т.е. прекращения перерождений) необходимо разрушить причинно-следственную связь между нашими желаниями и нашими действиями. Для этого и используется аскеза – подавление желаний.
        Дхарма - одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений: вечный моральный закон (аналог абсолюта); нравственно-социальное установление для "правильной жизни" (долг) - в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму.  
Онтология индийской философии (учение о бытии и         небытии)
        Опирается на закон Риты — космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Брахма-Космос живёт 100 космических лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое также длится 100 космических лет до нового рождения Брахмы.
        Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса и Абсолютного Небытия, которые сменяют друг друга. При каждом рождении Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.
        Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение всё более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Гносеология древнеиндийской         философии
        Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
Проблема души в индийской         философии
        Два начала, из которых состоит         душа:
* Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен,         вечен.
* Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается, в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
I like it 
Share 
1 view
0 commentsadded 17.06.2011 in 12:39:02 by user Артём

Random posts in group
 

Add comments can only registered users
 

 

 

 

 

 

Add banner
Support and site administrator   |   Best value advertising   |   Developers   |   Help   |   User Agreement




Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100 TOPlist Рейтинг@Mail.ru


Website administration is not responsible for posted content.

Recommendation by age: 18+