social network
 
 

Login with   
Group creator
 

Артём  26 years 
Томск
i want to dating
about me: http://vk.com/pchelptomsk

private message
 
 Add new post
    
Topics
Возникновение философии в западной и восточной цивилизациях. Основной вопрос философии

5 Этико-социальная направленность древнекитайской философии (Лао-Цзы, Конфуций)



Этико-социальная направленность древнекитайской философии (Лао-Цзы, Конфуций)
        – является одной из основных черт философии Древнего Китая. Этическая направленность: все оценивается с точки зрения морали.
        Пытаясь определить китайскую философскую традицию в целом, многие склонны характеризовать её как антропоморфно ориентированную. В центре её находится человек и его взаимодействие с окружающим миром. Человек — существо, обладающее пятью задатками: человеколюбие, справедливость, благопристойность, мудрость и искренность.
        Нетрудно заметить, что сущностная характеристика человека составлена практически из этических принципов, регулирующих взаимоотношения отдельного человека с другими членами сообщества. Для китайских философов человек представлял интерес исключительно как существо социальное. Их особенно интересовали вопросы добра и зла, предопределении и свободе, судьбе и удаче.
        ОСН.ШКОЛЫ:
Конфуцианство было основано Конфуцием (Кун-цзы – «учитель Кун») (551 – 479). Главный источник учения — произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»). Конфуций был обожествлен, вплоть до начала 20 в. конфуцианство оставалось в Китае государственной религией. Даже современные китайские марксисты остаются конфуцианцами.
        Главная черта конфуцианства – антропоцентризм: религиозной цели человек может достичь собственными силами. Основная проблема – устройство человека в этом мире. К. рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Идеал человека, по Конфуцию, включает:
        жэнь – человеколюбие;
        сяо – сыновняя почтительность (государство – большая семья, император – отец подданных);
        ли – этикетные нормы;
        и – чувство долга. Эти нормы затем были канонизированы как образец для чиновников.
        Для конфуцианства характерно подавление индивидуального в рамках коллектива. Если человек выпадает из норм общества, он теряет лицо – гражданская смерть.
Особенности
        Основные вопросы, решаемые конфуцианством, заключаются в том, как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе. Представители данной школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчинённых к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненённым — как отца к сыновьям.
        Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Основные принципы учения
* Жить в обществе и для общества;
* Уступать друг другу;
* Слушаться старших по возрасту и по званию;
* Подчиняться императору;
* Сдерживать себя, соблюдать меру во всём, избегать крайностей;
* Быть человечным.
Качества, которыми должен обладать подчинённый
* Быть лояльным по отношению к руководителю;
* Проявлять старание в работе;
* Постоянно учиться и самосовершенствоваться.
        Основателем даосизма был Лао-цзы («старый ребенок»). Неизвестно, является ли он реальным историческим лицом, но считается старшим современником Конфуция. Основа учения изложена в трактате Дао де цзин («Канон о пути и добродетели»). Основные понятия и идеи даосизма:
        Дао – «путь» - высший принцип, творец и сущность всех вещей, он невыразим. Иероглиф дао означает «голова + идти» - «путь мудреца». Смысл дао – добровольное следование всеобщему закону. В даосизме термин «дао» также приобретает не этическое, а онтологическое значение, причём под ним понимаются и первопричина вселенной, и лежащая в её основе таинственная и непознаваемая закономерность, и целостность жизни.
        Дэ – добродетель. В самом общем смысле обозначает осн. качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи, то есть индивидуальную "благодать".
        У-вэй – недеяние, подчинение всеобщему космическому закону, отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным существующим порядком; созерцательная пассивность. Самым главным качеством Недеяния является отсутствие причин для действий. Нет ни размышления, ни расчета, ни желания. Между внутренней природой человека и действием его в мире нет вообще никаких промежуточных шагов. Подобное миробытие характерно только для людей просветленных, ум которых мягок, дисциплинирован и полностью подчинен глубинной природе человека. Согласно Лао-Цзы, «если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его». Антиподом «У-вэй» является «Вэй».

        Основной практический интерес даосов занимали вопросы долголетия и бессмертия, что и привлекало к ним внимание императоров. В рамках даосизма также практиковалась геомантия (фэн-шуй) – гадание в связи с земледельческой практикой. В рамках даосской алхимии был случайно изобретен порох, развивалась медицина, астрология, изобретен компас. Поэтому даосизм прочно вошел в китайскую практику, наряду с конфуцианством, в среде даосов появилось монашество.
        В социально-этическом плане лейтмотивом даосизма проходят осуждение гордыни, проповедь среднего достатка и умеренности.
Особенности китайской философии?
         Особенность китайской философии состоит в том, что человек должен прожить свою жизнь достойно, совершая только благие поступки и проявляя уважение к старшим, любовь к родным и государству. Из вышеприведенных  положений видно, что вся философия древнего Китая направлена на укрепление государственной власти (государство представляется как одна большая семья). В философии древнего Китая (конфуцианство) также есть положение которое гласит, что высшим принципом управления является Жень, а правитель, практикующий его, является образцом для своего народа. Т.е. предусмотрено взаимное уважение императора и людей, живущих в его государстве.                         Основные черты философии Древнего Китая.
        Обращение внимания на этот мир, на порядок в нем, благоустройство земной жизни («Не умея служить людям, как же можно служить духам?» (Конфуций)). Задача человека – не преодоление мира, а поддержание в нем порядка в его настоящем функционировании.
        Отсутствие абстрактных, умозрительных рассуждений, мистических упражнений, индивидуальное спасение не рассматривается. Отрыв также от логики и естествознания.
        Этическая направленность: все оценивается с точки зрения морали.
        Ретроспективность: трансляция традиций, сыновнее почтение («Я не создаю, а передаю» (Конфуций).
        Рассмотрение мира как единого организма (Великое Небо). Мир – равновесие двух начал: инь (женское пассивное темное начало, управляющее землей) и ян (мужское активное светлое начало, управляющее небом).
I like it 
Share 
1 view
0 commentsadded 17.06.2011 in 12:39:49 by user Артём

Random posts in group
 

Add comments can only registered users
 

 

 

 

 

 

Add banner
Quiz
Как часто вы заходите на нирвану?

Results
Support and site administrator   |   Best value advertising   |   Developers   |   Help   |   User Agreement




Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100 TOPlist Рейтинг@Mail.ru


Website administration is not responsible for posted content.

Recommendation by age: 18+