social network
 
 

Login with   


Group creator
 

Артём  26 years 
Томск
i want to dating
about me: http://vk.com/pchelptomsk

private message

 
 Add new post
    
Topics
Возникновение философии в западной и восточной цивилизациях. Основной вопрос философии

8 Античная философия классического периода. Основные учения.



Античная философия классического периода. Основные учения.
Вершина развития античной греческой философии приходится приблизительно на время от второй половины V до конца IV в. до н. э. Это период наибольшего расцвета классической греческой рабовладельческой демократии, опирающейся на политическую форму города-государства — полисы.
Потребности в широком образовании свободных граждан удовлетворялись деятельностью первых профессиональных учителей по общему образованию. Они учили не только риторике, политике и судопроизводству, но и всем другим областям и ответвлениям знаний, которые человек мог практически использовать и которыми должен был владеть, если хотел, чтобы его считали «мудрым». Сократ с определенной долей иронии говорил об этих учителях, что, уча мудрости, они сами должны быть мудрыми. Отсюда и выводится их название — софисты (софос — мудрый).
Классический период развития древнегреческой философии связан с творчеством трёх великих мыслителей Сократа (469-399 г. до н.э.), Платона (427-347 г. до н.э.) и Аристотеля (384-322 г. до н.э.). Именно благодаря им философия становится отдельной и самобытной сферой людской культуры, искусством мыслить и постигать суть сущего.
У истоков классического периода античной философии стоит мудрец Сократ. Главной темой философии, согласно Сократу, является тема человека, а, соответственно, главным принципом - "Познай самого себя". Настоящее знание, при этом рождается в процессе диалога, поэтому свой философский метод Сократ называл майевтикой - искусством рождения истины, по аналогии с повивальным искусством, помогающим появиться на свет ребёнку.
Важное значение Сократ уделял диалектике - искусству ведения спора, которое позволяет собеседников неуклонно приближаться к подлинному знанию.
Сократ также вошёл в историю как автор апологии "учёного незнания", формулой которого стала его знаменитая фраза: "Я знаю, что я ничего не знаю, и поэтому я мудрее других людей, мнящих, что они знают нечто". Естественно, это не означает, что Сократ мало знал. Любое настоящее знание человек может постичь только самостоятельно, в процессе свободной дискуссии, не взирая на мнения авторитетов.
Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники (Осн. идея основателя – Антисфена Афинского – наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным,).
Учеником Сократа был великий философ Платон. Центральное место в философии Платона занимает его знаменитое учение об идеях или "эйдосах". В соответствии с ним, наряду с изменчивым, земным, воспринимаемым чувствами и несовершенным миром, существует вечный, неизменный и совершенный мир идей или первообразов. Этот идеальный мир и является воплощением смысла всех вещей, которые вновь и вновь возрождаются в изменчивом земном мире в соответствии со своими идеями или архетипами. Благодаря разуму человек может проникнуть в мир идей, и, тем самым, получить доступ к подлинному знанию. Люди, наделённые разумом, могут реально понять смысл и суть окружающего мира. Такие люди - мудрецы или философы - должны управлять государством, ибо они сопричастны идее высшего блага. Учение об идеальном государстве Платона является первой в европейской философской мысли утопией (Сам термин "утопия" появился значительно позже, в 16 веке, у английского философа Томаса Мора.) - попыткой создать умозрительную модель наилучшего общественного устройства, при котором люди будут счастливы.
Среди учеников Платона был великий философ Аристотель (384-322 г. до н.э.), изрёкший знаменитую фразу: "Платон мне друг, но истина дороже!".
Принципиальное разногласие Аристотеля и Платона лежит в сфере онтологии - учения о бытии. Аристотель отвергает учение Платона об идеальном мире, и настаивает на том, что смысл вещей воплощён в самих вещах. Он называет этот смысл "формой". Таким образом, у Аристотеля прослеживается тенденция к материалистическому объяснению действительности, а Платон, наоборот, объясняет мир идеалистически. Фактически, все последующие философские доктрины будут мыслить мир "по Платону" или "по Аристотелю", ибо именно эти мыслители сформулировали и обосновали две фундаментальные модели миропонимания.
Аристотель также вошёл в историю как величайший систематик античного знания. Благодаря своему могучему интеллекту он, в буквальном смысле, "разложил по полочкам" всю ту огромную информацию, которую античность накопила к 4 веку до н.э. Поэтому Аристотель считается одним из основоположников психологии, политологии, астрономии и ряда других наук. Аристотель также является создателем логики - науки о правильном мышлении. В основе логики
Софисты – платные учителя мудрости, преподаватели красноречия. Что касается философский идей, то их отличает субъективизм и релятивизм «Ничто не существует, а если существует, то непознаваемо, если познаваемо, то невыразимо для ближнего» (Горгий). Однако роль софистов в истории неоднозначна. В современном языке слова «софизм», «софистика» являются ругательными, означая умозаключение, внешне выглядящее правильным, но построенное на сознательном нарушении правил логики – с целью ввести собеседника в заблуждение и победить в споре любой ценой; а также использование таких умозаключений при доказательстве. Именно этому софисты и обучали за соответствующую плату.
Сократ : для софистов была важна победа в споре, для Сократа – поиск истины. В отличие от софистов, он вовсе не считал истину относительной, напротив, полагал, что она едина для всех, объективна и общеобязательна.
Поиск истины он начинал с того, что прикидывался человеком несведущим в данном вопросе (знаменитый афоризм Сократа «Я знаю, что ничего не знаю») и просил собеседника ему объяснить. Он задавал вопросы собеседнику так, чтобы собеседник обнаружил противоречие в своей собственной позиции. Разрушая стереотипы собеседника, он создавал проблемную ситуацию и тем самым стимулировал работу мысли. Этот метод еще получил название диалектики.
Платон (427 – 347) – ученик Сократа. Свою философию он делил на три основные части:
учение о бытии;
учение о природе (физика);
учение о нравственности (этика).
Теория идей
Мир идей – истинная реальность, действительный, правильный мир, он порождает видимую нами реальность.
Мир вещей – мнимая реальность, ложный, неправильный мир, вещи – лишь проекции идей.
Идея – сущность вещи, то, что делает вещь тем, что она есть, как бы вневременная (постоянная) модель вещи. Иначе говоря, в идее выражается то общее, что есть в вещах одной природы, понятие. Мир идей – сверхчувственная реальность, постижимая только разумом. Таким образом, от учения об идеях можно перейти к модели души.
Учение о душе
Душа – посредница между миром идей и миром вещей. Она бессмертна, и пребывает попеременно в двух мирах. Находясь вне тела, она пребывает в мире идей, где созерцает истинную реальность, тем самым обладая абсолютным знанием. Дело в том, что тело – гробница души, тело загрязняет душу, и попадая в тело, душа сразу все забывает. Душа состоит из трех частей:
разумная – высшая, бессмертная часть души;
волевая;
чувствующая – низшая. 2 и 3 – смертны.
Учение о государстве
Платон пытался описать, каким должно быть справедливое государство. Чтобы в нем был порядок, по Платону, в нем должно быть три сословия, соответствующие трем частям души. Во главе государства – философы-правители, принцип воли воплощают стражи, воины, чувственное начало – работники.
Аристотель – ученик Платона.
Онтология
Аристотель начал с критики теории идей Платона («Платон мне друг, но истина дороже»). Он критиковал Платона за «раздвоенность» мира, считая мир единым, духовно-материальным, в отличие от абстрактных идей и лишенных сущности вещей Платона. По Аристотелю, общее содержится в самих вещах. Сущность вещи, то, по образцу чего, Аристотель называет формой (постигается умом), а то, из чего вещь, - материей (постигается чувствами). Материя – возможность, форма – действительность, материя существует как возможность реального мира, которая превращается в действительность в результате соединения с формой. И форма, и материя содержатся в самой вещи. При этом форма – активное начало, материя - пассивное (не имеющее возможности самодвижения и саморазвития). Отсюда физический вывод Аристотеля: самодвижение невозможно, следовательно, чтобы ряд движущихся тел не уходил в бесконечность, необходим Перводвигатель. Поэтому мир представляет собой иерархическую организацию:
Бог->Духи->Человек->Животные->Растения->Мертвая материя.
Социальное учение.
Аристотель не различает понятия «общество» и «государство». Государство – естественный и необходимый способ существования людей, ведущий сограждан к благой жизни, «Вне общества может существовать либо бог, либо идиот».
8.Основные идеи Аристотеля. Вклад Аристотеля в развитие науки.
Он создал и сформулировал классическую философию.
Аристотель пытался создать целостную и единую систему наук, т.е. он не только говорил о разных проблемах, но и связал их воедино: физика, математика, учение о природе, этика, эстетика. Учение о природе и разуме человека. Аристотель впервые выделил философию, как метафизику. Он выделил ей специальную роль: в ее ведении вопросы истоков бытия, движения, времени и пространства, вопросы, связанные с человеком и его целями, проблема познания и различения истинного и ложного знания. Аристотель делил науки на теоретические, практические и творческие.
В «Рассуждении о бытии» Аристотель придавал решающее значение категориям движения, места, материи, формы, душе. По Аристотелю, место – это то, что существует наряду с телами, т.е. тело находится в определенном месте и,  когда оно удаляется, то место остается. «Место – это сосуд, который не имеет никакого отношения к предметам, которые находятся в нем». Таким образом, место существует объективно вне зависимости от познания человека. Место – это граница, и Вселенная в целом есть первое место. Аристотель считал, что эти изменения можно обнаружить в категориях время и движение. Время, по Аристотелю, - это движение в изменении, но при этом время равномерно везде и во всем.
Познание по Аристотелю.
Он уловил реальный процесс познания, который лежит в основе современной гносеологии. Животные и человек обладают восприятием, но человек вещи, тела, движение и т.п. через понятия и категории, в этом и есть сущность разумной души.

I like it 
0 views0 commentsadded 17.06.2011 in 12:42:42 by user Артём

Random posts in group
 

Add comments can only registered users

 

 

 

 

 

 

Add banner


Quiz
Как часто вы заходите на нирвану?

Results

Support and site administrator   |   Best value advertising   |   Developers   |   Help   |   User Agreement




Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100 TOPlist Рейтинг@Mail.ru


Website administration is not responsible for posted content.

Recommendation by age: 18+