social network
 
 

Login with   
Group creator
 

metamorf  37 years 
Томская обл.

private message
 
 Add new post
    
Topics
Альтернативная история

Артания.



File #1

Фрагмент карты Тартарии (Сибири) И.Гондиуса 1606 г. Показано обширное Лукоморье. На правом берегу Оби показаны города Грустина (Grustina) и Камбалык (Cambalich)



Артания - Сибирская Русь
Персидские и арабские учёные X-XII вв. аль-Балхи, ал-Марвази, аль-Истархи, Ибн-Хордадбех, Ибн-Русте, Ибн-Хаукаль и др. отмечали, что им известны три Древние Руси: Куявия (Куябия, Куяба), Славия (ас-Славия, Салау) и Артания (Арсания, Арта, Арса). Историками Куявия уверенно ассоциируется с Киевский Русью, Славия - с Новгородской Русью, а по вопросу локализации Артании мнения учёных разошлись, хотя у многих из них имеется аргументация в пользу сибирской локализации Артании.
Прежде всего, это упоминание чёрных соболей, которыми торговала Артания. Они были только в Сибири.
Кроме того, Артания торговала оловом, которого ни в Киевской, ни в Новгородской Руси не было.
Ещё Артания продавала булатные сулеймановы клинки, распрямлявшиеся при сгибании пополам. В Европе того времени булата ещё не знали.

Из Артании в Индию и Китай поступала жёлтая медь. Последняя вызывает ассоциацию со знаменитой золотистой бронзой, присущей тагарской культуре скифо-сибирского мира. Тагарцы жили в Минусинской котловине и по зоне лесостепи от Енисея до Оби.
Большая часть посевов в Артании, согласно персидским и арабским авторам, из проса, которое выращивали современники сколотов динлины (тагарская культура), юэчжи (саки-массагеты), проживавшие на территории Тувы и Алтая, позже гунны, тюрки, кимаки (последние уже в 1 тыс. н.э.). Военнопленный баварский солдатик Иоганн Шильтбергер, волею судеб попавший в Сибирь в начале XY в., подчёркивал, что в этой стране совсем не едят хлеба, а сеют одно просо.

Этимологически понятие Арта восходит к древнеперсидскому «правда»; по-среднеперсидски это слово звучит «ард». По-видимому, этим обстоятельством обусловлено то, что северные германцы Восточную Русь называли «Гард» или «Острогард», в отличие от Новгородско-Киевской Руси, которую норманы называли Гардариками. Неслучайно В.Н.Татищев название Остергард, т.е. Восточные Гарды, объяснял тем, что Остергард располагался далеко на востоке в землях юрги, гуннов и аваров. Как известно, и гунны, и авары пришли в Европу из Сибири, а юрга так в Сибири и осталась, несмотря на исход венгров в Паннонию.

По-видимому, эта же корневая основа «арта», «гард», «ард» положена в название легендарного восточного государства, в котором царствовал пресвитер Иоанн. Безымянный испанский монах-францисканец, написавший в середине XIY в. «Книгу познания», Иоанново царство назвал Ардеселиб, а его столицу Грасионой, т.е. Грустиной. Если францисканец назвал Ардеселибом именно Артанию, то локализация столицы этого царства не представляет ныне загадки - её координаты до градуса совпадают с координатами города Томска.
Контуры Артании могут быть намечены по локализации артанских речек. На многих старинных картах (А. Дженкинсон, 1556 г.; Меркатор, 1595 г. и др.) в низовьях Оби между устьями Иртыша и Сысьвы слева показана речка Артавиша, упоминаемая в книге Сигизмунда Герберштейна о Московии. В самых верховьях Оби, в истоке Бии из Телецкого озера, имеется населённый пункт Артыбаш. Артанские речки трассируют нам контуры гигантской страны, занимавшей весь бассейн реки Оби от истока до устья.
Благодаря безымянному испанскому монаху, назвавшему город Грустину Грасионой в середине XIY в., мы имеем дополнительную возможность считать этот город столицей Сибирской Руси, поскольку Грасиону построил, скорее всего, тур Франграсион, а Туранцы были предками Славян, и в состав Туранской земли входило русское царство Руиндиж.

Русское старожильчество в Сибири

В Сибири бытуют устойчивые предания о том, что русские к берегам снежной Обдоры-реки вышли задолго до Ермака. Изучившим эти предания В.Колыхаловым подчёркивается, что русскими, проникшими в сибирское Лукоморье в незапамятные ещё времена, соблюдались строгие нравы и бескомпромиссная честность. Эта честность имеет этимологическое отношение к Артании, поскольку слово «Арта» переводится с древнеперсидского как Правда, Высокая Правда, Истина, Закон. Исаак Масса (1612 г.) также упоминает о заселении Сибири русскими до Ермака «при помощи кротких мер и любви». Борис Годунов посылал в Сибирь на разведку Фёдора Дьяка, который, вернувшись, доложил: «Там в незнаемых странах восточных полно русских людей».

Замечательный томский этнограф Г.И.Пелих установила двуслойность старожильческого населения Приобья. Один слой связан с завоеванием Сибири казаками Ермака в конце XYI в., а другой является более древним, доермаковым. Селькупы - коренные жители Приобья - относились к разным русским старожилам как к различным народам. Ранних русских селькупы называли «паджо» и относились к ним очень доброжелательно. К поздним русским, называемым «касак», «каса-гула», селькупы относились настороженно и даже враждебно.

По-видимому, именно с древним, сохранившимся от Артании, старожильческим слоем связаны зафиксированные в Приобье «диалектизмы, унаследованные русским языком от древнейшей эпохи» (Панин Л.Г. К историко-этимологическому изучению Сибири. Известия РОАН, сер. общ. наук. ВШ. 1980, N11, с. 143). Даже в ХХ в., отмечает Панин, сибирские старожилы продолжают употреблять слово «комонь» в значении «конь», слово «веко» в значении «блюдо», «поднос», слово «камень» в значении «горный хребет», слово «скала» в значении «береста». В Европейской России эти семантические архаизмы исчезли давно, скажем, «комони» не употреблялось уже в XY в., во всяком случае в Задонщине его уже нет. Не случайно энтографы отмечают, что записанные в Приобье «тексты былин обнаруживают большую близость к общему древнерусскому эпосу» и подчёркивают: «...быть может, нигде, кроме Северной России, не сохранилась такая старая Русь, как в Сибири».

Археологическое присутствие русских в Сибири до Ермака, т.е., по сути, сибирская локализация Артании, подтверждается давно и устойчиво. Так, ещё в XIX в. В.М. Флоринский обнаруженные в Сибири русские кольчуги относил к XIII в. Он же отмечал, что вымываемые водой из разрушенных захоронений в районе самарской Оби перстни с непонятными знаками на печатках имеют узор, встречаемый на древнерусских тулах. Обнаруженный в Сибири древнерусский железный меч В.И.Молодин отнёс к XI-XIII вв.

Отрывок из статьи "Вторая Амурская экспедиция". Николай НОВГОРОДОВ.
http://gorod.tomsk.ru/articles-search.php?term=%CB%F3%EA%EE%EC%EE%F0%FC%E5
I like it 
Share 
0 views0 commentsadded 12.01.2012 in 17:32:24 by user metamorf

Random posts in group
 

Add comments can only registered users
 

 

 

 

 

 

Add banner
Support and site administrator   |   Best value advertising   |   Developers   |   Help   |   User Agreement




Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100 TOPlist Рейтинг@Mail.ru


Website administration is not responsible for posted content.

Recommendation by age: 18+