social network
 
 

Login with   
Group creator
 
ок
no photo

ок  25 years 

private message
 
 Add new post
    
Topics
Оке

Культура



Особенности менталитета и культуры западно-европейской средневековой цивилизации
        Культура – все продукты человеческой жизнедеятельности, в которых присутствует смысл его деятельности.
        Стиль мышления и чувствования, особенности обуславливаются самой жизнью. Человек был слабо выделен из природного (звериные прозвища) и социального целого. Он был склонен воспринимать мир в сакральных (трансцендентных) понятиях. Менталитет носил амбивалентный (объединение противоположных сущностей) характер. Н: житие о Св. Генифоре (это был пес).
        Общество имело авторитарно-традиционный характер. Информация передавалась из уст в уста, поэтому залогом стабильности и развития была традиция. На новое смотрели с большим подозрением, а у старого был авторитет. Иоанн Златоуст: не люблю ничего нового. Высший авторитет - Писание.
        Иерархичность сознания: все кому-то служат. Но идея служения не носит негативных, уничижительных смыслов. Ранжируется все, в том числе науки (высшего и низшего уровня). Н: философия – служанка богословия.
        Теория Фромма об авторитарной личности: личность любого средневеково общества боится власти, но в то же время стремиться к ней (механизм страха-любви).
        Стертость индивидуального начала. Н: феномен Жанны Д”арк. Она героиня, но воспринимает себя лишь как орудие божье, не ценит себя. Община, род, гильдия гораздо значимые категории, чем сам человек.
        Склонность воспринимать окружающее в черно-белом алгоритме. Н: мидгард – добрая страна, утгард – окружающий мир, злой.
        Эмоциональная неуравновешенность. Н: мог смеяться и тут же разрыдаться.
        Склонность к поиску козла отпущения.
        Все эти черты характерны для любого традиционного общества. Специфика западноевропейского общества в том, что здесь они начали рано эрозировать. Благодаря античному наследию происходит быстрое разложение сакральности как характерной черты менталитета. Н: Галилей смотрит в телескоп и не думает, что это от лукавого. Сначала трансформируется религиозное сознание, а затем традиционность и авторитарность. Появляются гуманисты. Эрозия иерархичности сознания (уравнены науки, осуждение тиранства). Постепенно появляются полутона, вырабатывается новый принцип относительности любой истины и деяния, золотой середины.

Культура варварского мира
        Человек, мир и природа в варварском сознании:
        Долгое время бытовали представления о невыразительности варварской культуры, ее малом вкладе в культуру средневековья. Но культура средневековья – это синтез варварских и античных традиций.
ЮМ. Лотман: идея эстафетности культур. Выделил 3 этапа взаимодействия разных культурных традиций в рамках одного общества:
1.        Обе культуры (и присваивающая и передающая) не в состоянии понять передаваемые смыслы, поверхностный характер диалога. Свойственен всему раннему средневековью.
2.        Присваивающая культура принимает и понимает ценности передающей
3.        Стадия настоящего синтеза. Присваивающая культура рождает нечто новое, нередко с ярким энергетическим выбросом – эпоха Возрождения
        Человек очень тесно связан с природой, он обожествляет природное целое. Н: сканд. «одаль» и фр. «аллод» - земля, на которой живут, имела священный смысл. Правитель Венеции венчался с морем. Сканд. Бог Фрейер – бог плодородия, изображался с фаллосом (всплывает на протяжении всего средневековья). Хлодвига часто воспринимали как сына змея.
Неистовство накануне битвы было следствием животной природы варвара, а не только наркотиков. Варвары частично осознавали это природное начало. Н: «Сага о Вёльсунгах» (знаменитый королевский скандинавский род). Отец и сын попали в дом заколдованных принцев-оборотней. Их самих превратили в оборотней. В таком состоянии отец убивает сына, чары спадают, отец оплакивает сына. Варвар боится своего животного состояния, но и восхищается им. Н: поверье о дикой охоте (по небу скачут бешенные боги в неудержимой гонке, что предшествует бедствиям).  
Большое значение имел конь. Техника конного боя пришла с готами (иранские корни). Ценность коня оценивалась по-разному. В Аллиманской правде оскорбление коня оценивалось сродни оскорблению человека. Конь имел 3 символа:
1.        животное солярное (приносит силу небес)
2.        животное сотерическое (спасающее)
3.        животное хтоническое (олицетворяет силы подземного царства)
        Конь нередко вещун. Германцы гадали по ржанию белых кобылиц. Конь Одина Слейпнир был ему помощником на 8 ногах.
        Вообще все функционально значимые вещи сакрализовались, в том числе оружие, прежде всего меч. Варвары переняли способ дамасской ковки от кельтов. Но все, же оружие было очень дорогим. Со своим мечом воин проводил всю жизнь, поэтому меч имел свое имя. Н: меч Артура - эскалибр, меч Зигфрида – бальмунг, меч Роланда – дюрандаль. Меч ценили больше, чем женщину. Н: Роланд, умирая, вспоминает о дюрандале. Т.к. без меча варвар не имел социальной ценности. Отсюда фигура кузнеца, ковавшего меч, тоже имеет сакральный смысл.

Род судьба и история как ценности варварской культуры:
        Человек спаян с социальным целым, оно большая ценность, чем его собственная персона. Род нерушим. Н: обычай вхождения в род убитого обидчика, который восстанавливал потерю рода своей жизнью. В эпоху переселения народов родовые связи начинаю рушаться. В эпосе можно проследить сожаления об этом. Н: «Эпос о Хельдибранте» (800г.). Отец и сын оказались по разную сторону баррикад. Сын отказывается признавать отца, думая, что это уловка. Отец тоже не может отказаться от битвы. Концовка эпоса потеряна, но сама канва говорит о трагичности.         Входя в дружину, воин обрядом побратимства создавал своеобразный род, который определял весь его ценностный мир.
Специфика варварского мира привела к тому, что индивид был выделен из общественного целого болеешь, чем на Востоке или Руси. Поэтому он обладал большей свободой. Отсюда специфическое понятие судьбы. Римское понятие судьбы – рок, который давит, не оставляя свободы воли и выбора. Сабр в доисламе – гордое, мужественное терпение бедуина, который все же подчиняется судьбе. У варваров индивид сам идет навстречу судьбе. Н: цикл преданий, предшествовавших «Песни о Нибелунгах». Вождь Адли решает добыть клад нибелунгов у братьев Гуннара и Хердара (?). Их сестра (жена Адли) предупреждает братьев, но братья все равно идут навстречу судьбе, зная о ловушке. Отсюда вытекает еще одна характерная черта варвара – избыточная мужественность. Славу и честь можно стяжать, только мужественно сражаясь.
Избыточное мужество проявляется на подсознательном уровне, как готовность действовать. Эта ценность проявляет специфику индивидуализации. Община была рыхлой, вождей было много. Поэтому варвар стремиться к славе, но подсознательно, открыто, никогда об этом не говорит. Ради этого избыточного стремления прославиться варвар готов пожертвовать даже жизнью.
Верность слову – еще одна ценность. Верность вождю, верность вождя дружинникам и дружинников друг другу. Н: «Сага об Эрике Рыжем» рассказывает о вожде, который позвал свою дружину в плавание. Корабль дал брешь, была только одна «спасательная шлюпка», кинули жребий, он выпал вождю. Один юноша стал негодовать, тогда вождь отдал свой жребий ему.
Казалось, что поведение варвара немотивированно. На самом деле это не так. Вождь, вернувшийся обратно без славы, перестает быть вождем. Т.е. личное индивидуальное подчинено общему, коллективному, родовым ценностям.
Женщина – лакомый кусок добычи, символ самоутверждения варвара. Никогда не видя ее, он отправляется за ней в путь. Прагматичная черта – браки со знатными женщинами приносили выгодные союзы.
Богатство тоже носило социально-знаковый смысл. Оно было свидетельством силы и храбрости, покровительства богов. Обычай потлача – избыточные демонстративные траты. Пиры вождя перешли в пиры рыцарства. Богатство имело и прагматический смысл – к богатому вождю тянуться.         
Отношение варвара к истории тесно связано с отношением ко времени. Мир менялся очень медленно. Человек не может сфокусировать свое внимание, заметить, что кто-то меняется. Порой не замечает возвышение конунга (Н: Илья Муромец лежал на печи 30 лет). Время циклично, но уже в эпоху переселения народов возникают условия, способствующие разрушению цикличности. Идея линейности времени принадлежит Августину Блаженному.         


Формирование нового культурного образа в судьбах раннесредневековой европейской традиции
        Августин Блаженный: формирование латинской патристики. Pater – отец церкви, совершивший духовный прорыв. Патристика носила сложный синкретичный характер, в ее рамках развивалось многое (философия, история, этика, культурология).
        Родился в Алжире в 354г в семье небогатого чиновника. Его мать в отличие от отца была христианкой. Отец отправил его в Мидиолан (Милан), где он прошел разные искусы, в том числе мощное религиозное течение: неоплатонизм и манехейство.
        Откуда в мире зло – вопрос вопросов того времени. Неоплатонизм: есть некая единая Мировая душа, которая правит этим миром. Мир – вращающаяся колесница, по орбитам ее колес движутся души людей, поэтому, если отступать от законов Мировой души, то будешь наказан. Т.е. человек должен быть идеальным, но человек не может таковым быть. В этом течение не хватало гуманистического начала.
        Манехейство: есть мир света и мир тьмы (вещное, земное, телесное). Мир земного спасти нельзя, он погряз в пороке, его можно только разрушить. Это течение поддерживали несчастные, злобные, отчаявшиеся люди.
        Августин, в конечном счете, обращается в христианство. Мощное впечатление на него оказали произведения Амвросия. Августин сумел высветить потаенные смыслы Библии. Августин осуществил переворот, создал новую философию истории и личности. Бога многие в это время воспринимают как иррациональное существо. Августин долго размышлял над этим. «О порядке вещей»: весь мир законообразен, деяния Бога упорядочены, закономерны. 2 вещи идут постоянно бок о бок с человеком: добро от Бога и зло от праотца Адама. В соответствии с этим Августин делит все окружающее на 2 града: град Божий и град земной. В земном граде люди как грешили, так и будут грешить. Этому закону подчиняются все, независимо от социального статуса. Приводит в доказательство разговор пирата и Александра Македонского: Ты грабишь государства и называешься императором, я же граблю только корабли, и называюсь пиратом.
        Рим пал в 410г., т.к. был основан Ромулом на крови брата. По мере того, как грешит град земной, прирастает истина в граде божьем. В этом Августин видел смысл истории. Впервые история приобретает смысл – познание мудрости Бога. История впервые приобретает линейный характер. История обрела всеобщий смысл (античные историки еще не видели всеобщности истории).
        В раннее средневековье Августин был неизвестен и непонятен. Но чем дальше, тем популярнее он становился. Его последователем был Беде Достопочтенный («История англов»), Орозий, Сальвиан. «Исповедь» - основной труд, в котором Августин анализировал свою жизнь.
В новой философии истории был ярко выражен персонализм и индивидуализм. В каждом человеке есть искра божья, позже она стала называться совестью. Эта искра дает каждому человеку шанс выбраться из града земного.
Страсти сами по себе ни плохи, ни хороши, но они приводят к вытеснению разума. Не потому ли, что так любя истину, человек порой забывает ее? Как часто человек обманывает сам себя?
Особая идея счастья: человек неправедный, попирающий закон, не может быть счастлив. Все основные сокровища человека скрыты не в его материальных благах, а в его душе.

Боэций: последний римлянин или отец Средневековья
        Родился в 480г. Дед и отец Боэция погибли в служении Риму, его воспитывал римский патриций Симмах. На его дочери Боэций женился, сделал удачную карьеру. Боэций стремиться заручиться расположением в вестготском королевстве. Он был оратором. В Сенате он выступил в защиту императора, был посажен в башню, казнен (525г.). В башне пишет «золотую книгу Средневековья» - «Утешение философией».
        Идет спор о том, кем был Боэций: последователем античной традиции или отцом Средневековья. Он переводил труды Платона и Аристотеля, когда в условиях войн они никому не были нужны. Он вновь вводит понятие универсалии (впервые употребил Платон) – общие понятия. Платон: универсалии – идеи, которые обрастая плотью, приобретают форму предметов. Аристотель: универсалии – конкретные вещи. Этот спор Платона и Аристотеля проходил красной нитью во всей схоластике.
        Боэций пишет «Трактат о музыке» - музыка ориентирована на познание божественного смысла бытия.
        «Утешение философией». Боэций подозревал, что обречен на смерть. Пишет, что однажды к нему явилась женщина – философия. Она была строга (философия – строгое знание). В руках она держала книгу и скипетр (миром правит знание). Женщина постоянно изменяла свой рост (настоящая философия всегда доступна). Одежды женщины были неуловимы и нетленны (как нетленно само знание). Философия спросила о страданиях узника. Тогда Боэция рассказал историю своей жизни. Сначала философия утешала Боэция, но потом она развернула истинный формат его жизни – оказывается он всю жизнь искал не того блага. Добродетельная душа сама в себе несет счастье и благо и наоборот (в этом схож с Августином). Человек, стремящийся к богатству, идет по пути жадности и зарывается. Он не замечает, как превращается в раба богатства. Человек, желающий власти не замечает, как проходит мимо главного. Настоящую власть дает не власть над людьми, а их уважение и любовь. Человек не должен переходить в своих устремлениях определенную грань.

Культура рыцарской среды
Повседневная жизнь и культурный облик рыцаря:
        Неуправляемый, воинственный варвар – предок рыцаря. Это нашло отражение в рыцарских прозвищах.
        Демуаза – обычай рыцарского ученичества во Франции. С 12 по 18-23 лет ученик получал определенные навыки при дворе. Инициация – обряд посвящения, после ее прохождения становился рыцарем. В Германии инициация заключалась в том, чтобы ученик повалил медведя с одним копьем. Процедура посвящения была разнообразной. Часто посвящали в рыцари после крупных побед, во время праздников. При посвящении важен статус посвящающего. Обряд посвящения носил смешанную христианскую и языческо-воинственную символику. Включал опоясывание мечом. Рыцарь должен был принести клятву верности на мече, освященном в церкви. Кале (Алла) – легкий удар рыцаря во время посвящения, единственный удар, который он может оставить без ответа.
        Весь тренинг рыцаря был основан на поддержании физической силы. Вес тяжелых лат = 70-80 кг. Один из видов тренингов – рыцарский поединок. Первые поединки были массовыми (варварский источник). В 13-14вв. появляется жюте – индивидуальный поединок. Поединок был замешан в комплексе рыцарских ментальных установок – доказать свою силу, мужество и честь. Материальная сторона – победителю доставался выкуп.
        Зерцала – рыцарские кодексы чести. В отличие от раннего Средневековья появляются некоторые ограничения по поведению рыцарей во время турнира. Н: выбить противника из седла, не более. Специально тупились копья. Запрещалось оруженосцам и слугам выбегать на арену. Большое количество мужественных и независимых рыцарей были равны друг другу. Если бы не было ограничений, то они просто друг друга перебили бы. На Востоке личность формируется в авторитарном режиме. На Западе даже король мог драться на таких поединках с обычным рыцарем. Отсюда западный круглый стол – традиция равных.
        Нередко, чтобы доказать свою силу, человек мог не воспользоваться слабостью противника. Это была вовсе не жалость, а стремление к самоутверждению.
        Рыцарь должен был быть верен слову, обету (прежде всего, отправиться на войну). Простолюдин в понятиях той эпохи не обладает возможностью сдержать слово. А рыцарский обет цементировал вассальные узы, только так общество могло выжить. Обеты могли быть разными, они восходили также к варварским временам. Н: Тацит пишет, что германцы вставляли в нос кольцо и не вынимали его, пока воин не убьет врага. Рыцарская авантюра также восходит к варварской среде. Тацит пишет: когда племя костенело от праздности, оно отправлялось на войну.
        В идеале вся воинская активность должна была подчиняться идеям, связанным с церковью. Покровитель воинов – архангел Михаил (воитель, возглавлял ангельское войско Господа). Августин Блаженный формирует идею о справедливых и несправедливых войнах. Но в действительности поведение рыцаря было далеко от христианской этики. Легенда о Роберте Дьяволе (его исторический прототип – отец Вильгельма завоевателя). Это был бесстрашный, грозный рыцарь, не щадил никого. Мог напасть и на церковь. Однажды в приступе раскаяния потребовал от матери открыть тайну его жестокости. Оказалось, что он сын Дьявола. Он начинает искупать свои грехи – идет освобождать Рим от сарацин, осуществляет много хороших дел.
        Христианство конечно оцивилизовывало рыцаря, но все, же в большей степени влияли мутации. Так рыцарь, который раньше щадил слабого противника, чтобы самоутвердиться, меняется, начинает делать это из сострадания.
        Социально-психологические символы имело и строительство замков. Донжон – высокая башня в центре замка – рыцари стремились строить высокими. Демонстрация силы проявлялась и в праздничных пирах. Н6 поединок огромного атлета и карлицы.
        Одежда рыцаря выдает его Я. Белая рубах – символ чистоты помыслов, алое сюрко – кровь, которую рыцарь проливает, коричневый шосс – когда-нибудь попадет в землю.

Литература рыцарской среды:
        Представление о 2 любовях:
•        высокая (платоническая)
•        низкая (сексуальные отношения)
        Но низкая любовь не рассматривалась изначально низкой. Чем мужчина был сильнее, тем больше у него было сексуальных увлечений. В сексе не было ничего постыдного. Таинство брака не было таинством вплоть до 12-13вв. В 12-13вв. в Европе формируется новая психологическая атмосфера – нечто, напоминающее игру, которая упорядочивала любовные отношения. Возникает понятие куртуазной любви (от court – королевский двор). Она связана с любовью к Прекрасной Даме. Рыцарь был не рыцарем, если не имел Даму сердца. Это была не его жена, как правило, это жена сильного и могущественного сеньора. Её внимания рыцарь добивался различными способами. Нередко Дама избиралась заочно (т.е. любви никакой не было). Награда за испытания ради дамы тоже символическая – ее платок. Любовное соитие с ней было табуировано.
        Из-за обычая майората большая часть молодых людей не имела феодов и была приживалами у старших братьев. Они не могли жениться. Будучи из благородных родов, они выбирали не абы кого, а жену сеньора. Любовного соития не было, т.к. сеньор был сильнее. Неудовлетворенная физиологическая потребность, энергия сублимировалась в духовное чувство, чувственные переживания. Дамы тоже участвовали в этой игре. Как правило, ее брак был по расчету, муж часто ей не нравился. Ее самооценка была тем выше, чем больше рыцарей за ней ухаживали. Дама, как и рыцарь, была соткана из тех же физиологических инстинктов, но должна была их сдерживать (муж мог наказать). И они также не находя выхода сублимировались в чувственное переживание. Сеньор в этой ситуации находился в двойственном положении. Внимание рыцаря к его жене подпитывало его самолюбие. С другой стороны, он ревновал. Но сеньор не мог пускать в ход свое оружие, т.к. за рыцаря вступился бы его сеньор.
        Германская рыцарская литература отличалась от французской, сознание германского мира было в большей степени авторитарным (получили античную прививку опосредовано, через завоевание Италии). Поэт Герман фон Аэу «Бедный Генрих». Генрих был отличным воином. Но был гордым. За грех гордыни он заболел проказой. Ему было видение, что излечиться, когда девушка согласиться добровольно отдать жизнь за него. Генрих ищет, встречает простую селянку, она в него влюбилась, решила отдать жизнь. Эскулап отговаривает девушку, но тщетно. В момент занесения ножа над девушкой Генрих прозревает, что не может принять такой дар. У него появляется чувство любви к ней, Господь в награду излечивает рыцаря. Т.е. велика христианская составляющая поэмы. На германской почве вместо земной, плотской Прекрасной Дамы выступает Дева Мария. Почему? Безусловно, взоры германских рыцарей, как и во Франции, были устремлены на жену сеньора, но в германии это было в большей степени запрещено. Манящий, смутный образ сублимируется в образ девы Марии.

Культура бюргерской среды
        Будни и праздники в жизни бюргеров
        Изначально средневековый город было сложно отличить от деревни, там жили свиньи и коров. Жизнь была достаточно скудна, горожане недоедали. Лейтмотив – мотив еды, гипертрофированного насыщения. Питер Брейгель отображал карнавал в картинах. В этих картинах в глаза бросаются обильные столы с колбасами, булочками и т.д. Поэт Ганн Сакс использовал образы чрезмерного насыщения. Еда в архаических культурах всегда занимала большое место. Это связано не только с недоеданием, но и с тем, что в еде мастер торжествовал
        Возникали медленные инновации в книгопечатанье, стеклодувном производстве и производстве часов. Эти отрасли были динамичными, помогали людям осознавать роль своего труда. В этих отраслях труд быстрее десакрализовывался. С другой стороны, эти отрасли быстрее всех приносили доход, происходил прирост экономического достатка бюргера (был несопоставим с достатком горожан других доиндустриальных обществ). Поэтому Европа могла позволить себе каменные мостовые, красивые церкви, крытые торговые площади (строилось на деньги бюргеров).
        Несмотря на все это, жизнь в городе была исполнена тяжестей. Поэтому было огромное число праздников, которые компенсировали стресс. По голубым понедельникам мастер угощал всех мастеровых ужином. Средневековый карнавал выявляет специфику европейского запада. Главное – смена костюма. В наши дни это лишь игра. В средневековом карнавале за сменой костюма стояла реальная смена социального статуса (на время проведения карнавала). Этого нет ни в одном праздники других традиционных обществ. Причина – относительное равенство в среде городского класса, который рано получил свою свободу, был относительно автономен. В городе существовало много социальных слоев, которые между собой были примерно равны.
        Карнавал начинался с битвы поста и карнавала. По двум улицам навстречу друг другу ехали разряженные процессии пушащего изобилием толстяка-карнавала и чахоточного поста (в руках 2 селедки, монахи, ожерелье из луковиц). На площади устраивался турнир – битва поста и карнавала, карнавал всегда побеждал. Это говорит о значимости культа еды. С другой стороны, была объективная необходимость в постах: реальный уровень продовольствия был низким, пост позволял сгладить эту нехватку, приучал человека к голоду.
        Один из элементов карнавала – казнь потешного короля (это было и в римских сатурналиях). Сначала на короля выплескивали все недовольство, бранили, кидались тухлятиной. Однако римляне казнили раба, игравшего короля. В средневековье нравы смягчились. Псевдокороля сажали на осла задом на перед, одевали ему бумажный колпак, вели в таком виде по городу. Это было своеобразным выхлопным клапаном. В других обществах было слишком большое расстояние между подданными и королем, а здесь он первый среди равных.
        
        Дом, семья, женщина и дети: новые ценности в бюргерской культуре
        Мой дом – моя крепость – общеевропейская поговорка, возникшая в классическое средневековье, связано это с бюргерской средой. Обладание домом – признак дееспособности бюргера. В уставах многих городов говорилось, что на субботние танцы в ратушу могли быть приглашены только имеющие дом. При доме нередко находилась мастерская, лавка. Для всего хозяйства нужна была хозяйка, таким образом, жена для бюргера была необходима.
        Литература того времени открывает отношения бюргера с женой в фаблио – полуанекдотические зарисовки. Отношения во многом были замешаны на экономической необходимости, а не на духовном начале. Фаблио Марии Французской «О безутешной вдове». Один состоятельный бюргер скончался, у него осталась безутешная вдова, которая оплакивала его в родовом склепе. По кладбищу в это время рыскал молодой человек, он искал место, где бы спрятаться, т.к. совершил преступление – снял с виселицы брата. Он слышит всхлипывания, спускается в склеп, успокаивает вдову. Молодая вдова вынашивает план, как вытеснить мужа из склепа и захоронить здесь брата этого молодого человека. Т.е. безутешная вдова плакала не из-за любви, а из-за того, что осталась одна.
        Существует гендерная ассиметрия – половое неравенство. Любовный грех приписывается женщине, ее винят во всех прегрешениях. Для бюргера же нормальным считается посещение лупанария. (публичный дом). Вот если он его не посещал, на него смотрели как-то косо, а женщину в таких случаях сильно наказывали. Но в западноевропейском городе быстрее изживается половое неравенство. Босх – гравюра о 7 смертных грехах. Изображен балаганчик, 2 пары, на пороге человек, сдающий балаганчик, а за балаганчиком – фигура разъяренного бюргера. В фаблио «О снежном мальчике» видна эволюция, изживание неравенства. Один преуспевающий купец отправился в длительное торговое путешествие. Вернувшись, обнаружил мальчика. Жена сказала, что съела кусочек снега, ее живот начал расти, родился мальчик. Бюргер ничего не сделал. Через год он отправился в новую экспедицию, взял с собой мальчика. Вернувшись без него, сказал, что был в теплых широтах, мальчик растаял. От наказания жестокостью бюргер переходит к наказанию хитростью.
        Маркс: по степени свободы женщины мы судим о степени свободы общества как такового. В Европе очень рано бюргер обретает экономическую состоятельность и свободу. В этом контексте большие права получают женщины. Существовало много женщин – владелиц по наследству ремесленных мастерских.
        Постепенно расширяется духовный горизонт взаимоотношений между мужем и женой. К концу классического средневековья в картинах появляется мотив святого семейства, объединенных взаимной любовью. Французская пословица: любовь – дитя досуга и достатка. Т.е. экономический достаток открывал возможности для духовного самосовершенствования. Меняется отношение к детям и старикам. С достатком пришла забота о них. Появляются люльки, игрушки.

        Культура горожан в контексте социально-политических реалий европейского общества
        Рыцарь ценит, прежде всего, физическую силу, бюргер – практическую сметку. Противостояние бюргера и рыцаря видно в романе «О лисе». Лис Рейнар – воплощение бюргера. Волк Изенгрин – его антипод, рыцарь. Лис проголодался, отправляется на большую дорогу, где залезает в обоз с форелью, крадет ее, отправляется в аббатство к другу. Волк чувствует запах форели, он голоден (в эту эпоху идет опускание мелкого рыцаря наряду с бюргером). Волк стучит в дверь аббатства, просит поделиться. Лис говорит о посте, но волк настаивает. Тогда лис предлагает принять постриг, волк соглашается. Тогда лис просит просунуть морду в дверь, ошпаривает волка. Так горожанин с помощью хитрости посмеялся над рыцарем.
        Несмотря на это, ореол знатного рыцаря будоражит сознание бюргера. Бюргеры во многом подражают рыцарям, хотят примерить их социальную роль. Бюргеры тоже устраивают турниры.
        Нужно сказать, что рыцарская ментальность в некоторой степени трансформировала сознание бюргера. Изначально бюргер преследует методичное и долгое накопление, траты для него губительны. Рыцарь, наоборот, должен быть щедрым, устраивать пир на весь мир. Постепенно щедрость для бюргера становится тоже ценностью, бюргер начинает заниматься меценатством. А скупость начинает высмеиваться.
        Дистанция между мастером и подмастерьем была небольшой, о чем говорит литературное описание любовных треугольников, когда подмастерье наставлял рога мастеру.

        С небес на землю: десакрализаторские тенденции в духовном универсуме европейца классического средневековья
        «С небес на землю» - термин, введенный Жаком Легофом относительно 12-13вв. Десакрализация идет там и тогда, где и когда человек имеет возможность увидеть свою собственную роль и себе подобных в той или иной деятельности. Эту возможность человек получает в городе, особенно в новых отраслях. Но и деревня теперь перестает быть оплотом сакрального мышления, втягиваясь в товарные отношения (человек начинает увеличивать урожайность). А вот сфера ростовщичества оставалась демонизированной, т.к. ей занималась малая часть населения. Ростовщик спит, а деньги растут, значит, ему помогает дьявол.
        Происходит десакрализация торговли (идея чистилища). Появляется легенда о корове Св. Петра. После долгого воздержания Христос отправляет Петра продать корову. Петр возвращается обратно с коровой. Петр: Я говорил, что она воровата. Христос: кто же хулит свой товар?
        Практика покупки титулов, позже королевская власть начала это ограничивать. В раннем средневековье 3 сыновья Ноя олицетворяли 3 сословия: Иафет – рыцарство, Сим – свободных, Хам – зависимых крестьян. Социальная мобильность приводит к тому, что представление о сословии, как о богоданном состоянии, распадается. К 12-13вв. относятся первые культурные тексты, где изживается представление о невозможности сменить сословие. Вернер Садовник, поэма «Майер Гельмбрехт». Поэма переиначивает притчу о блудном сыне. Гельмбрехт – разбогатевший крестьянин, его сын уходит в рыцарское сословие, в среду мелких рыцарей. Постепенно сын опускается, начинает грабить крестьян. Однажды крестьяне его ловят, отсекают ему руку и ногу. Отец отрекается от возвратившегося сына. Но его сын все, же смог поменять сословие.
        Для десакрализации власти были предпосылки. Король был первым среди равных, многие герцоги и графы короновались, короли участвовали в турнирах вместе с остальными рыцарями. Теория норманнского анонима 2 тел короля: божественного и мирского. Если мирское тело короля грешит, его можно наказать.
        Десакрализация относиться к жизни и смерти. В темные века смерть – переход в потусторонний, лучший мир. Господствовало мрачное восприятие жизни (голод, тяготы жизни). В эпоху развитого средневековья жизнь становиться более стабильной для многих горожан. Смерть стали пытаться отсрочить. Вводиться традиция траура, плакальщики оплакивали земную жизнь умершего. Появляются траурные одежды. Появляется новый образ смерти – гнилая старуха с косой.
        Человек стал больше смеяться. Смех – своеобразная реакция человека на зло, с которым он сталкивается. Если у человека нет возможности преодолеть зло, то оно вызывает страх, если есть – смех.

Европейская школа и университет: перерастание рациональной оснастки мышления
        После краткого ренессанса при Карле I школьное образование уходит в монастыри. К 11-12вв. крепнет городское сословие. Магистры начинают открывать частные школы для горожан, привлекаемые деньгами. Но они все, же были неразрывно связаны с церковью (на открытие нужно было разрешение аббата или викария). Жизнь усложнялась, нужны были чиновники, поэтому государство поддерживало такие школы. С другой стороны, появление частных школ благотворно сказалось на церковных. Система диспута в частных школах была более гибкой, различных частных школах процветали разные предметы.
        Ваганты от лат. vagare бродить – толпы школяров, ходившие от одного магистра к другому. Знаменитый ученик – Фулберт Штатский (собирал знания из школ как пчела мед).
        За право считаться первым университетом спорят Сорбонна в Париже, университет Болоньи и университет Салерно. Первым открылся университет в Салерно, но там была только медицинская кафедра. В Болоньи изначально была только кафедра юриспруденции. В Сорбонне же была полная классическая университетская система. Поэтому Сорбонна считается первым университетом Европы. Основателем ее был Роберт де Сорбон, духовник короля. Король дал право на самоуправление – возможность самим выбирать ректора и присуждать степени.
        Образование в университете делилось на 2 этапа:
1.        Артистический. Включал 7 свободных искусств:
•        Тривиум (грамматика, риторика, диалектика=логика)
•        Кватриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка)
2.         После освоения первой стадии можно было выбрать 3 кафедры: медицину, юриспруденцию или богословие.
        Интеллектуальная элита чувствовала себя выше горожан, хотя по материальному достатку была ниже. Так Сенная площадь в Париже называется сенной, т.к. студенты могли брать оттуда сено для своих лежанок. Студенты имели право просить милостыню.
        Студент, только поступивший в университет, назывался бианом (животина). Он должен был пройти обряд посвящение.
        Схоластика – живая форма, в которой осуществлялось усовершенствование интеллектуального инструментария. Выросла из теологических диспутов. Но споры осуществлялись с рациональной позиции и позиции логики Аристотеля.
        Универсалий – свойственность предмета. Спор об универсалиях обозначил 2 направления:
1.        Идеализм. Общее – нечто идеальное, предшествует вещи. Росцелин: в мире существует только реальные вещи, общего не существует. В каждом частном есть кусочек общего, а само общее общего не существует.
2.        номинализм. Мысль и бытие тождественны. Аксельм Гетельберийский: если есть мысль о Боге, то и Бог есть в действительности. Общее понятий универсалий существует реально, это Бог, который представляет свойство всех вещей.
        Основа университетского образования того времени – прирастание оснастки рационального мышления (во время споров, доказательств о обоснований простых вещей). Практика quot libertari – человек должен был защитить заранее неправильный тезис. Если защищал – давали степень магистра. Порой такие защиты заканчивались костром.
Пьер Абеляр: пути интеллектуальной свободы в схоластическом университете 12в.
        Его учение – концептуализм. По рождению принадлежал к рыцарскому сословию, но отказался от прав старшего сына и стал школяром. В диспуте одержал верх над учителем, за это попал в немилость, был изгнан из университета.
        Утверждал, что общее существует только в уме. Ум - концепта. Ум реален, а значит общее внутри ума реально. По сути, утверждал главенство разума. Косвенно утверждал, что Бог у человека в голове.
        В то время была распространена мысль Франсиза Азиского – во всем есть доля истины. Поэтому Абеляр был принят лучше, чем его предшественники. Попал в дом к Фулберу в качестве учителя его племянницы Элоизы. У них случилась любовь. Элоиза забеременела. Произведение «К Элоизе». Повенчались, но народ узнал, тогда Абеляр отвез ее в монастырь. Флубер, обозлившись, нанял людей, которые оскопили Абеляра. Элоиза и Абеляр становятся монахами. Абеляр основывает обитель Параклет (Утешитель), куда стекаются ученики.
        «Исповедь» - анализ собственной жизни. Проявляет сожаление о собственных ошибках. Но про некоторые говорит, что совершил бы их вновь, т.е. кается, но не с позиции грешника. Возрождает забытый жанр диалога.


Культура городской среды
Ваганты – бродячие клирики
        Ваганты происходили из клириков. Город и усложнившаяся жизнь требовали чиновников, поэтому появляются интеллектуалы. Но в 12-13вв. город впервые сталкивается с проблемой первого перепроизводства людей интеллектуального труда. Многие ваганты – не получившие работу студенты, которые занимаются творчеством.
        Франсуа Виньон. Родился в бедной семье, благодаря покровительству священника Виньона получил образование. 3 года отучился в университете, став бакалавром свободных наук. Не смог получить работу. С друзьями ограбил ризницу одного монастыря. В 1456г. был выслан из Парижа. Будучи на дне общества, создал поэму о мощном духовном порыве. «Баллада о толстухе Марго». Герой содержит притон с блудницей Марго, которая способна на хорошие поступки (живется сладко лишь среди достатка).
        Для человека утрачивают силу абсолютные истины. Социальная мобильность, смена сословий. Рушились стереотипы о непоколебимости истины. «Баллада неправдоподобий» об относительности истин, прослеживается интонация горечи.
        Человек был тесно связан с социальной нишей (гильдией, общиной). Всю жизнь был на виду (даже интимная жизнь). Но внимательное отношение друг к другу отсутствует. Виньон в городе чувствует себя выброшенным, появляется тема одиночества.
         С другой стороны, ваганты были очень молоды, это порождало новые жизнеутверждающие мотивы (песенка студентов).

Джеффри Чосер.
        Отличался от вагантов. Р
I like it 
Share 
0 views0 commentsadded 06.05.2010 in 21:26:16 by user ок

Random posts in group
 

Add comments can only registered users
 

 

 

 

 

 

Add banner
Support and site administrator   |   Best value advertising   |   Developers   |   Help   |   User Agreement




Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100 TOPlist Рейтинг@Mail.ru


Website administration is not responsible for posted content.

Recommendation by age: 18+